Дидактические игры для детей
Дидактические игры для детей делят на дидактические игры и игры-занятия. Дидактические игры для детей бывают предметные, настольно-печатные, словесные.
Очень часто меня спрашивают о дидактических играх и о том, чему они способствуют. Поэтому в этой статье я хочу рассказать именно о дидактической игре и раскрыть основные понятия этой темы:
- Что такое дидактическая игра
- Чему способствуют дидактические игры
- Классификация дидактических игр
Дидактические игры для детей
Дидактические игры для детей делят на собственно дидактические игры и игры-упражнения, игры-занятия. Дидактические игры строятся на самоорганизации детей, а игры-занятия организовываются и проводятся взрослыми (без участия взрослых не существуют). У дидактической игры есть игровой замысел (игровая задача).
Важный момент в дидактической игре — это правила. Их выполнение обеспечивает реализацию игрового содержания. Между игровыми действиями, правилами и игровым замыслом существует взаимосвязь: игровой замысел определяет игровые действия, а правила помогают совершить игровые действия, а также решить игровую задачу. Поэтому, ребенок учится через игру непреднамеренно.
Чему способствуют дидактические игры
Дидактические игры дают возхможность упражненять детей в том, чтобы применять свои знания и хорошо их усвоить. В дидактических играх совершенствуются психические процессы ребенка. Например, в играх с народной дидактической игрушкой происходит сенсорное развитие детей (развиваются восприятие величины, формы, цвета предмета). В словесных играх и грах с картинками происходит совершенствование сравненительных, обобщающих операций,а также умения классифицировать предметы. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, потому что от того, на сколько ребенок соблюдает правила, зависит исход игры.
Большинство таких игр — это коллективные игры. А пправила в нихдают возможность детям самоорганизовываться. что является основой формирования правильного поведения детей и отношений между ними. Взрослый подбором игр обеспечивает формирование в игре отношений содружества. таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания детей.
Классификация дидактических игр
По используемому материалу дидактические игры для детей делят условно на настольно-печатные, словесные и игры с предметами.
Игры с предметами — это игры с народными дидактическими игрушками, мозаикой, бирюльками, природными материалами (листьями, семенами, цветами). К народным дидактическим игрушкам относятся матрешки, шары, грибки, бочонки, деревянные конусы из колец и т.д. Как играть с этими игрушками: вкладывание, катание, нанизывание, собирание целого из частей. Такие игры развивают у ребенка восприятие величины, формы, цвета.
Настольно-печатные игры развивают навык уточнения представлений о том, что окружает нас, систематизируют знания, развивают мыслительные операции, процессы (синтез, анализ и др.)
Виды настольно-печатных игр:
парные картинки (подбор картинок по сходству)
лото (к картинкам на большой карточке подобрать такие же изображения на маленьких карточках)
домино (подбор карточек с картинками при очередном ходе)
складные кубики и разрезные картинки, на которых предмет делится на несколько частей
игра «Лабиринт» (их лучше использовать с детьми с 5 лет) развивают у детей ориентацию в пространстве, умение предвидеть результат действия.
Словесные игры — народные игры, например, «Черное и белое», «Молчок», «Краски». Такие игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.
Мы сегодня говорили о дидактических играх для детей и о том, чему они способствуют, а также о классификации дидактических игр.
Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.
Понравилась статья? Жмите кнопки социальных сетей.)