Нравственное воспитание дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников — это формирование нравственных качеств. Освоение моральных ценностей тоже входит в нравственное воспитание дошкольников.
Нравственное воспитание дошкольников — важная часть в развитии детей, одна из главных сторон разностороннего процесса становления личности ребенка.
В этой статье я хочу рассказать о нравственном воспитании дошкольников. Потому что именно нравственное воспитание дошкольников, на мой взгляд, влияет на то, какими же вырастут наши дети, как они будут идти по жизни, как будут поступать в разных ситуациях, усвоят ли понятия добра и зла, хорошего и плохого. И то, что мы, взрослые, заложим в наших детей в детстве, увидим в более позднее время. Как в народе говорят, что посеяли, то и собрали.
Я разделила эту тему на два вопроса:
- Из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников
- Методы нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников
Из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников
В процессе нравственного воспитания формируются нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.
Нравственное сознание — это система нравственных представлений, понятий, идей, взглядов и традиций. Высшим уровнем здесь являются убеждения. Убеждения — это регуляторы поступков и действий человека, от которых зависит нравственная устойчивость личности. Нравственные представления у дошкольников фрагментарны и недостаточно осознанны.
В дошкольном детстве формируется:
- отношение к общественным и личным вещам
- представления о правилах, нормах и способах поведения в детском саду, в семье и в общественных местах
- представления о положительных и отрицательных нравственных качествах
Нравственное поведение
С раннего детства ребенок должен накапливать опыт нравственного поведения в трех сферах:
- интеллектуально-волевая
- чувственная
- исполнительская
В дошкольном детстве формируются первые навыки организованности и дисциплины, навыки взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, а также навыки самостоятельности.
Нравственные чувства и нравственные отношения
Нравственные чувства детей — дошкольников формируются на основе чисто детских психологических достоинств: эмоциональность, впечатлительность, яркость воображения, подражательность. По мере того, как нравственные чувства формируются, они начинают выступать мотивами поведения ребенка.
Нравственные чувства можно разделить на 2 группы:
- чувства гуманности (внимательность, заботливость, доброжелательность)
- сложные социальные чувства (патриотизм, любовь к родному краю)
Методы нравственного воспитания делят на 3 группы:
- Приучение — это выработка у детей определенных умений, привычек, навыков
- Поручения — специально организованная ситуация
- Игровые упражнения (например, через куклу)
- Убеждение формирует положительные моральные качества. Оно формируется через разъяснение.
- Внушение — советы, как надо поступать, чтобы было правильно
- Этическая беседа — беседа на моральные темы. Цель воздействия на сознание и поведение детей для развития у них нравственных представлений и на их основе — убеждений. Развитие у детей умения правильно оценивать поступки людей.
- Пример — воздействие поступков других людей на осознание и поведение ребенка
- Поощрение и наказание — сложные методы. Поощрение должно быть коллективным, наказание — индивидуальным.
- обоснованность и понятность
- наказание должно убеждать ребенка в том, что необходимо исправлять свое поведение, вызывать чувство раскаяния
- нельзя вспоминать о проступке ребенка, если он уже исправился
- наказание нужно сочетать с убеждением
- ограничение в какой-то деятельности, отказ от игрушки
- кратковременное отчуждение взрослого от ребенка