Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников — это формирование нравственных качеств. Освоение  моральных ценностей тоже входит в нравственное воспитание дошкольников.

Нравственное воспитание дошкольников — важная часть в развитии детей, одна из главных сторон разностороннего процесса становления личности ребенка.

В этой статье я хочу рассказать о нравственном воспитании дошкольников. Потому что именно нравственное воспитание дошкольников, на мой взгляд, влияет на то, какими же вырастут наши дети, как они будут идти по жизни, как будут поступать в разных ситуациях, усвоят ли понятия добра и зла, хорошего и плохого. И то, что мы, взрослые, заложим в наших детей в детстве, увидим в более позднее время. Как в народе говорят, что посеяли, то и собрали.

Нравственное воспитание дошкольников

Я разделила эту тему на два вопроса:

  • Из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников
  • Методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников

Из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников

В процессе нравственного воспитания формируются нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.

Нравственное сознание — это система нравственных представлений, понятий, идей, взглядов и традиций. Высшим уровнем здесь являются убеждения. Убеждения — это регуляторы  поступков и действий человека, от которых зависит нравственная устойчивость личности. Нравственные представления у дошкольников фрагментарны и недостаточно осознанны.

В дошкольном детстве формируется:

  • отношение к общественным и личным вещам
  • представления о правилах, нормах и способах поведения в детском саду, в семье и в общественных местах
  • представления о положительных и отрицательных нравственных качествах

Нравственное поведение

С раннего детства ребенок должен накапливать опыт нравственного поведения в трех сферах:

  • интеллектуально-волевая
  • чувственная
  • исполнительская

В дошкольном детстве формируются первые навыки организованности и дисциплины, навыки взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, а также навыки самостоятельности.

Нравственные чувства и нравственные отношения

Нравственные чувства детей — дошкольников формируются на основе чисто детских психологических достоинств: эмоциональность, впечатлительность, яркость воображения, подражательность. По мере того, как нравственные чувства формируются, они начинают выступать мотивами поведения ребенка.

Нравственные чувства можно разделить на 2 группы:

  • чувства гуманности (внимательность, заботливость, доброжелательность)
  • сложные социальные чувства (патриотизм, любовь к родному краю)

Методы нравственного воспитания делят на 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения
  • Приучение — это выработка у детей определенных умений, привычек, навыков
  • Поручения — специально организованная ситуация
  • Игровые упражнения (например, через куклу)
2. Методы формирования нравственного сознания
  • Убеждение формирует положительные моральные качества. Оно формируется через разъяснение.
  • Внушение — советы, как надо поступать, чтобы было правильно
  • Этическая беседа — беседа на моральные темы. Цель воздействия на сознание и поведение детей для развития у них нравственных представлений и на их основе — убеждений. Развитие у детей умения правильно оценивать поступки людей.
3. Методы стимулирования чувств и отношений
  • Пример — воздействие поступков других людей на осознание и поведение ребенка
  • Поощрение и наказание — сложные методы. Поощрение должно быть коллективным, наказание — индивидуальным.
Требования к наказанию:
  • обоснованность и понятность
  • наказание должно убеждать ребенка в том, что необходимо исправлять свое поведение, вызывать чувство раскаяния
  • нельзя вспоминать о проступке ребенка, если он уже исправился
  • наказание нужно сочетать с убеждением
Виды наказания:
  • ограничение в какой-то деятельности, отказ от игрушки
  • кратковременное отчуждение взрослого от ребенка
Мы сегодня говорили о нравственном воспитании дошкольников и его методах.  А также мы рассмотрели вопрос о том, из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников.
Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.