Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников — это формирование нравственных качеств. Освоение  моральных ценностей тоже входит в нравственное воспитание дошкольников.

Нравственное воспитание дошкольников — важная часть в развитии детей, одна из главных сторон разностороннего процесса становления личности ребенка.

В этой статье я хочу рассказать о нравственном воспитании дошкольников. Потому что именно нравственное воспитание дошкольников, на мой взгляд, влияет на то, какими же вырастут наши дети, как они будут идти по жизни, как будут поступать в разных ситуациях, усвоят ли понятия добра и зла, хорошего и плохого. И то, что мы, взрослые, заложим в наших детей в детстве, увидим в более позднее время. Как в народе говорят, что посеяли, то и собрали.

Нравственное воспитание дошкольников

Я разделила эту тему на два вопроса:

  • Из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников
  • Методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников

Из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников

В процессе нравственного воспитания формируются нравственное сознание, нравственные чувства и нравственное поведение.

Нравственное сознание — это система нравственных представлений, понятий, идей, взглядов и традиций. Высшим уровнем здесь являются убеждения. Убеждения — это регуляторы  поступков и действий человека, от которых зависит нравственная устойчивость личности. Нравственные представления у дошкольников фрагментарны и недостаточно осознанны.

В дошкольном детстве формируется:

  • отношение к общественным и личным вещам
  • представления о правилах, нормах и способах поведения в детском саду, в семье и в общественных местах
  • представления о положительных и отрицательных нравственных качествах

Нравственное поведение

С раннего детства ребенок должен накапливать опыт нравственного поведения в трех сферах:

  • интеллектуально-волевая
  • чувственная
  • исполнительская

В дошкольном детстве формируются первые навыки организованности и дисциплины, навыки взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, а также навыки самостоятельности.

Нравственные чувства и нравственные отношения

Нравственные чувства детей — дошкольников формируются на основе чисто детских психологических достоинств: эмоциональность, впечатлительность, яркость воображения, подражательность. По мере того, как нравственные чувства формируются, они начинают выступать мотивами поведения ребенка.

Нравственные чувства можно разделить на 2 группы:

  • чувства гуманности (внимательность, заботливость, доброжелательность)
  • сложные социальные чувства (патриотизм, любовь к родному краю)

Методы нравственного воспитания делят на 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения
  • Приучение — это выработка у детей определенных умений, привычек, навыков
  • Поручения — специально организованная ситуация
  • Игровые упражнения (например, через куклу)
2. Методы формирования нравственного сознания
  • Убеждение формирует положительные моральные качества. Оно формируется через разъяснение.
  • Внушение — советы, как надо поступать, чтобы было правильно
  • Этическая беседа — беседа на моральные темы. Цель воздействия на сознание и поведение детей для развития у них нравственных представлений и на их основе — убеждений. Развитие у детей умения правильно оценивать поступки людей.
3. Методы стимулирования чувств и отношений
  • Пример — воздействие поступков других людей на осознание и поведение ребенка
  • Поощрение и наказание — сложные методы. Поощрение должно быть коллективным, наказание — индивидуальным.
Требования к наказанию:
  • обоснованность и понятность
  • наказание должно убеждать ребенка в том, что необходимо исправлять свое поведение, вызывать чувство раскаяния
  • нельзя вспоминать о проступке ребенка, если он уже исправился
  • наказание нужно сочетать с убеждением
Виды наказания:
  • ограничение в какой-то деятельности, отказ от игрушки
  • кратковременное отчуждение взрослого от ребенка
Мы сегодня говорили о нравственном воспитании дошкольников и его методах.  А также мы рассмотрели вопрос о том, из каких понятий состоит нравственное воспитание дошкольников.
Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.