Сенсорное воспитание детей

Сенсорное воспитание детей

В этой статье я хочу рассказать о том, что же такое сенсорное воспитание, дать основные понятия в этой теме. Надеюсь данная информация поможет Вам разобраться в этом вопросе и даст необходимый минимум знаний.

Сенсорное воспитание детей

Сенсорное воспитание — это одна из главных задач в развитии ребенка. И самый благоприятный период для него — дошкольное детство. Ранний возраст — это, можно сказать,  «золотая пора» для сенсорного воспитания.

Чтобы раскрыть данный вопрос, я разделила его на несколько пунктов:

  • что такое сенсорное воспитание
  • сенсорное развитие
  • сенсорный эталон и этапы его освоения
  • обследование предметов: способы, этапы в обследовании предмета у детей разного возраста

Что такое сенсорное воспитание

Слово «сенсорное» происходит от латинского «сенсус», что означает чувство, восприятие, ощущение.  Предлагаю такое определение этого термина. Сенсорное воспитание — это развитие чувственного опыта ребенка, его представлений о качествах окружающих предметов и их свойствах , совершенствование его ощущений и восприятий.  Таким образом происходит знакомство ребенка со свойствами окружающих предметов , знакомство с сенсорными эталонами и разными способами обследования предметов. в этом процессе принимают участие и при этом развиваются все органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание и др. 

Сенсорное развитие

Здесь также следует упомянуть понятие сенсорное развитие. Это процесс, связанный с формированием разнообразной системы обследовательских действий, освоение разнообразных сенсорных эталонов. Сенсорное развитие тесно связано с детскими видами деятельности: игровой, изобразительной, трудовой, умственной и т.д.

Сенсорный эталон и этапы его освоения

Сенсорный эталон — это определенное качество предмета, которое было выделено в процессе развития человека (например, яблоко  — круглое, гладкое). Все сенсорные качества имеют свои словесные названия: цвет, вкус, форма, вес и т.д. 

Этапы освоения:

  1. Дети до 2 лет отражают лишь отдельные особенности предметов. Например, вкус, затем звук.
  2. Дети 3-5 лет могут закрепить отдельные качества за конкретным предметом, так называемые предметные эталоны. Например, яблоко сладкое, и очень удивятся, если попробуют яблоко, и оно окажется кислым.
  3. Дети 5-7 лет осваивают общепринятые эталоны. Например, яблоко круглое, сладкое, а может быть и кислым.

Обследование предметов: этапы в обследовании предмета у детей разного возраста, способы обследования 

В обследовании предметов можно выделить несколько этапов. У детей разного возраста эти этапы отличаются.

  1. Дети до 3 лет: с ними надо рассмотреть предмет в целом — выделить крупные части — опять рассмотреть в целом.
  2. Дети 3-5 лет: рассмотреть предмет в целом — выделить крупные части — выделить детали и мелкие части — рассмотреть в целом.
  3. Дети 5-7 лет: рассмотреть предмет в целом — выделить крупные части — выделить детали и мелкие части — рассмотреть пропорциональное соотношение всех частей предмета — рассмотреть в целом.

Способы обследования: посмотреть, послушать, понюхать, потрогать руками (тактильные обследования),  попробовать на вкус. Здесь нужно сказать, что существует опасность, что малыши могут запихнуть  в ухо или в нос, например, пуговицу, попробовать на вкус все, что попадет им под руку, засунуть пальцы в дверь или розетку. Поэтому нужно зорко следить за этим, чтобы не произошло ничего плохого.

Мы сегодня говорили о сенсорном воспитании и развитии,  о  сенсорном эталоне и этапах его освоения, а также об обследовании предметов и о том, какая опасность для ребенка кроется в такой деятельности.

Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.