Сюжетно-ролевая игра детей

Сюжетно-ролевая игра детей

Сюжетно-ролевая игра детей появляется к 3-4 годам. Поэтому вначале сюжетно-ролевая игра детей должна происходить с участием взрослых, а потом с их подсказкой.

Меня часто спрашивают молодые мамы о сюжетно-ролевых играх и о том, где брать сюжеты для них. Поэтому в этой статье я хочу рассказать именно о сюжетно-ролевой игре детей и раскрыть основные понятия этого вида игры:

  • что такое сюжетно-ролевая игра, тематика сюжетно-ролевых игр
  • типы сюжета для сюжетно-ролевых игр, мотивы сюжетно-ролевой игры
  • этапы развития сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра детей представляет собой соединение в одно целое сюжета и ролей, которые дети исполняют. Отсюда и идет название сюжетно-ролевой игры.

Тематика сюжетно-ролевых игр связана с окружающей жизнью. Детские игры постоянно должны обогащаться.

Условий обогащения детских игр:

  • чем больше у детей впечатлений, тем богаче их знания, тем содержательнее и насыщеннее детские игры
  • большое значение имеет работа взрослых (родителей, воспитателей в детском саду) — это чтение книг, просмотр фильмов, экскурсии,  наблюдения

Больше всего в содержании детских игр отражается их жизненный опыт, который они получают в семье, детском саду, в общественных местах каждый день. Существует несколько жизненных ситуаций, которые оказывают влияние на содержание детских игр:

  • ситуации, где дети активно участвуют вместе со взрослыми и наравне с ними в какой-то деятельности (например, во время уборки квартиры ребенок убирает свои игрушки, стирает пыль, поливает цветы )
  • ситуации, где ребенок тоже участвует в деятельности взрослого, но где действия направлены на него (например, в поликлинике на осмотре у врача)
  • ситуации, где дети не принимают участия и не включены в деятельность взрослого (например, наблюдение за работой шофера в автобусе или продавца в магазине)

Сюжетно-ролевая игра детей

Типы сюжета для сюжетно-ролевых игр:
  1. где действует один персонаж по определенному содержанию в одной ситуации
  2. где действует несколько персонажей с разными действиями без взаимодействия с друг с другом
  3. где есть несколько персонажей и игровые действия передают отношения между ними
Главный мотив детских игр — это желание действовать также, как взрослые.
Мотивы сюжетно-ролевой игры:
  1. воссоздание эмоционально важных реальных событий
  2. воссоздание действий эмоционально значимых взрослых
  3. воссоздание действий эмоционально значимых других детей
  4. создание воображаемой ситуации

Этапы развития сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста:

  1. Игровые действия одноактные, много раз повторяются без каких-либо изменений. Основное содержание игр — действия с предметами. Они совершаются в определенной последовательности, хотя эта последовательность может нарушаться. Основные сюжеты — бытовые ситуации. Роли у детей не обозначены. Форма игры: игра «рядом» или одиночная игра.
  2. Игровые действия состоят из двух или нескольких действий, не связанных между собой. Основное содержание — игра с предметом. Роль обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками игры на основе использования общей игрушки. Такие объединения детей кратковременные. Основные сюжеты — бытовые ситуации. На этом этапе много раз повторяется одна и та же игра.
  3. Происходит усложнение игровых действий. Ребенок использует предметы по их назначению. Основное содержание — действия с предметами и действия, направленные на установление контактов с другими участниками игры. Роли часто обозначены и распределены до начала игры.  (Эти 3 этапа отражают развитие игры у детей до 3 лет)
  4. К началу 4-го года жизни у детей появляются игры, которые состоят из последовательных реальных действий. То есть это период сюжетно-отобразительной игры: моет куклу — кормит — ведет на прогулку — укладывает спать.
  5. Непосредственно сюжетно-ролевая игра детей появляется к 3-4 годам. Сначала каждый ребенок играет сам по себе (игра «рядом»), а потом дети объединяются по несколько человек в одну игру.
Мы сегодня говорили о сюжетно-ролевой игре у детей и ее тематике, о типах сюжета для игр и их мотивах, а также разобрали все этапы развития сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста.

Если у Вас есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею, нажав кнопочки социальны сетей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.