Сюжетно-ролевая игра детей

Сюжетно-ролевая игра детей

Сюжетно-ролевая игра детей появляется к 3-4 годам. Поэтому вначале сюжетно-ролевая игра детей должна происходить с участием взрослых, а потом с их подсказкой.

Меня часто спрашивают молодые мамы о сюжетно-ролевых играх и о том, где брать сюжеты для них. Поэтому в этой статье я хочу рассказать именно о сюжетно-ролевой игре детей и раскрыть основные понятия этого вида игры:

  • что такое сюжетно-ролевая игра, тематика сюжетно-ролевых игр
  • типы сюжета для сюжетно-ролевых игр, мотивы сюжетно-ролевой игры
  • этапы развития сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра детей представляет собой соединение в одно целое сюжета и ролей, которые дети исполняют. Отсюда и идет название сюжетно-ролевой игры.

Тематика сюжетно-ролевых игр связана с окружающей жизнью. Детские игры постоянно должны обогащаться.

Условий обогащения детских игр:

  • чем больше у детей впечатлений, тем богаче их знания, тем содержательнее и насыщеннее детские игры
  • большое значение имеет работа взрослых (родителей, воспитателей в детском саду) — это чтение книг, просмотр фильмов, экскурсии,  наблюдения

Больше всего в содержании детских игр отражается их жизненный опыт, который они получают в семье, детском саду, в общественных местах каждый день. Существует несколько жизненных ситуаций, которые оказывают влияние на содержание детских игр:

  • ситуации, где дети активно участвуют вместе со взрослыми и наравне с ними в какой-то деятельности (например, во время уборки квартиры ребенок убирает свои игрушки, стирает пыль, поливает цветы )
  • ситуации, где ребенок тоже участвует в деятельности взрослого, но где действия направлены на него (например, в поликлинике на осмотре у врача)
  • ситуации, где дети не принимают участия и не включены в деятельность взрослого (например, наблюдение за работой шофера в автобусе или продавца в магазине)

Сюжетно-ролевая игра детей

Типы сюжета для сюжетно-ролевых игр:
  1. где действует один персонаж по определенному содержанию в одной ситуации
  2. где действует несколько персонажей с разными действиями без взаимодействия с друг с другом
  3. где есть несколько персонажей и игровые действия передают отношения между ними
Главный мотив детских игр — это желание действовать также, как взрослые.
Мотивы сюжетно-ролевой игры:
  1. воссоздание эмоционально важных реальных событий
  2. воссоздание действий эмоционально значимых взрослых
  3. воссоздание действий эмоционально значимых других детей
  4. создание воображаемой ситуации

Этапы развития сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста:

  1. Игровые действия одноактные, много раз повторяются без каких-либо изменений. Основное содержание игр — действия с предметами. Они совершаются в определенной последовательности, хотя эта последовательность может нарушаться. Основные сюжеты — бытовые ситуации. Роли у детей не обозначены. Форма игры: игра «рядом» или одиночная игра.
  2. Игровые действия состоят из двух или нескольких действий, не связанных между собой. Основное содержание — игра с предметом. Роль обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками игры на основе использования общей игрушки. Такие объединения детей кратковременные. Основные сюжеты — бытовые ситуации. На этом этапе много раз повторяется одна и та же игра.
  3. Происходит усложнение игровых действий. Ребенок использует предметы по их назначению. Основное содержание — действия с предметами и действия, направленные на установление контактов с другими участниками игры. Роли часто обозначены и распределены до начала игры.  (Эти 3 этапа отражают развитие игры у детей до 3 лет)
  4. К началу 4-го года жизни у детей появляются игры, которые состоят из последовательных реальных действий. То есть это период сюжетно-отобразительной игры: моет куклу — кормит — ведет на прогулку — укладывает спать.
  5. Непосредственно сюжетно-ролевая игра детей появляется к 3-4 годам. Сначала каждый ребенок играет сам по себе (игра «рядом»), а потом дети объединяются по несколько человек в одну игру.
Мы сегодня говорили о сюжетно-ролевой игре у детей и ее тематике, о типах сюжета для игр и их мотивах, а также разобрали все этапы развития сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста.

Если у Вас есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею, нажав кнопочки социальны сетей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.