Сюжетно-ролевая игра детей
Сюжетно-ролевая игра детей появляется к 3-4 годам. Поэтому вначале сюжетно-ролевая игра детей должна происходить с участием взрослых, а потом с их подсказкой.
Меня часто спрашивают молодые мамы о сюжетно-ролевых играх и о том, где брать сюжеты для них. Поэтому в этой статье я хочу рассказать именно о сюжетно-ролевой игре детей и раскрыть основные понятия этого вида игры:
- что такое сюжетно-ролевая игра, тематика сюжетно-ролевых игр
- типы сюжета для сюжетно-ролевых игр, мотивы сюжетно-ролевой игры
- этапы развития сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра детей представляет собой соединение в одно целое сюжета и ролей, которые дети исполняют. Отсюда и идет название сюжетно-ролевой игры.
Тематика сюжетно-ролевых игр связана с окружающей жизнью. Детские игры постоянно должны обогащаться.
Условий обогащения детских игр:
- чем больше у детей впечатлений, тем богаче их знания, тем содержательнее и насыщеннее детские игры
- большое значение имеет работа взрослых (родителей, воспитателей в детском саду) — это чтение книг, просмотр фильмов, экскурсии, наблюдения
Больше всего в содержании детских игр отражается их жизненный опыт, который они получают в семье, детском саду, в общественных местах каждый день. Существует несколько жизненных ситуаций, которые оказывают влияние на содержание детских игр:
- ситуации, где дети активно участвуют вместе со взрослыми и наравне с ними в какой-то деятельности (например, во время уборки квартиры ребенок убирает свои игрушки, стирает пыль, поливает цветы )
- ситуации, где ребенок тоже участвует в деятельности взрослого, но где действия направлены на него (например, в поликлинике на осмотре у врача)
- ситуации, где дети не принимают участия и не включены в деятельность взрослого (например, наблюдение за работой шофера в автобусе или продавца в магазине)
- где действует один персонаж по определенному содержанию в одной ситуации
- где действует несколько персонажей с разными действиями без взаимодействия с друг с другом
- где есть несколько персонажей и игровые действия передают отношения между ними
- воссоздание эмоционально важных реальных событий
- воссоздание действий эмоционально значимых взрослых
- воссоздание действий эмоционально значимых других детей
- создание воображаемой ситуации
Этапы развития сюжетно-ролевой игры у детей разного возраста:
- Игровые действия одноактные, много раз повторяются без каких-либо изменений. Основное содержание игр — действия с предметами. Они совершаются в определенной последовательности, хотя эта последовательность может нарушаться. Основные сюжеты — бытовые ситуации. Роли у детей не обозначены. Форма игры: игра «рядом» или одиночная игра.
- Игровые действия состоят из двух или нескольких действий, не связанных между собой. Основное содержание — игра с предметом. Роль обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками игры на основе использования общей игрушки. Такие объединения детей кратковременные. Основные сюжеты — бытовые ситуации. На этом этапе много раз повторяется одна и та же игра.
- Происходит усложнение игровых действий. Ребенок использует предметы по их назначению. Основное содержание — действия с предметами и действия, направленные на установление контактов с другими участниками игры. Роли часто обозначены и распределены до начала игры. (Эти 3 этапа отражают развитие игры у детей до 3 лет)
- К началу 4-го года жизни у детей появляются игры, которые состоят из последовательных реальных действий. То есть это период сюжетно-отобразительной игры: моет куклу — кормит — ведет на прогулку — укладывает спать.
- Непосредственно сюжетно-ролевая игра детей появляется к 3-4 годам. Сначала каждый ребенок играет сам по себе (игра «рядом»), а потом дети объединяются по несколько человек в одну игру.
Если у Вас есть, что добавить, обязательно оставьте свой комментарий.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею, нажав кнопочки социальны сетей.