Как подготовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе — актуальная тема для многих родителей. Рассмотрим вопрос, как подготовить ребенка к школе, с разных сторон.
Проблема, как подготовить ребенка к школе, волнует не только родителей, но и бабушек и дедушек, воспитателей детского сада. Всем взрослым хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ребенок не уставал, не болел, чтобы отлично учился в школе, и был при этом веселым и жизнерадостным. А для этого нам, взрослым, надо потрудиться и помочь нашим детям, подготовив их к школе. Начинать подготовку ребенка к школе надо заранее, за несколько лет до школы, а не в последний момент, за год, или что еще хуже, за 2-3 месяца до 1-го сентября.
Как подготовить ребенка к школе? Чтобы раскрыть проблему подготовки ребенка к школе, я разделила ее на несколько пунктов:
- Готовность детей. Виды готовностей
- Особенности подготовки детей к школе
- Задания для стимулирования познавательной активности у детей
Как подготовить ребенка к школе
Готовность детей. Виды готовностей
Готовность к школе нужно рассматривать в двух направлениях: общая готовность (педагогическая и психологическая) и специальная готовность.
Общая педагогическая готовность — это определенный уровень умственного, нравственного, волевого, эстетического, физического развития ребенка ко времени поступления в школу, также определенный уровень психологического развития.
Общая психологическая готовность — это мотивированная готовность, которая проявляется у ребенка стремлением к школе, в высоком уровне познавательной деятельности, мыслительных процессов, волевого и социального развития.
Специальная готовность подразумевает наличие у ребенка специальных знаний, умений, которые нужны ему для изучения определенных предметов — чтение, математика, развитие речи и т.д.
Педагогическая готовность состоит из нескольких частей:
1. Физическая готовность включает
- хорошее здоровье ребенка, его закаленность, сопротивляемость нагрузкам и заболеваниям, трудоспособность
- гармоничное развитие нервно-психических процессов и их соответствие возрастным показателям
- развитие мелкой моторики руки
- культурно-гигиенические навыки
- широкий запас знаний об окружающем мире
- качество знаний (осмысленность, системность)
- высокий уровень умственной деятельности (синтез, анализ, классификации, знание сенсорных эталонов)
- владение элементами учебной деятельности (уметь принять учебную задачу, уметь достигать результата и контролировать свои действия, уметь подчинять свои действия требованиям учителя, уметь планировать свою учебную деятельность)
- высокий уровень познавательной деятельности (например, запоминание)
- умение самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности
- быть организованным и дисциплинированным
- аккуратно и бережно обращаться со школьными принадлежностями
- соблюдать правила культуры поведения в отношениях с учителями и ровесниками
- руководить своим поведением и деятельностью
Особенности подготовки детей к школе:
- давать систематизированные знания о человеке, природе, обществе
- развитие у детей интереса к учебной деятельности через систему занятий в детском саду и через сюжетно-ролевую игру
- регулярно давать творческие и поисковые задания для формирования самостоятельности и познавательной активности
- меньше монологов и больше диалогов
- наглядные и практические методы
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы
- стимулировать познавательную активность детей
Задания для стимулирования познавательной активности у детей:
1. задание на различение сходства и различия разных предметов (что общего у человека и дерева?)
2. объяснить способ действия на достижение определенного результата (как ты определил, что в этих сосудах одинаковое количество воды)
3. создание проблемных ситуаций (нет зеленой краски, но есть синяя и желтая)
4. задание на гибкость и самостоятельность мышления
- задай вопрос своему товарищу
- что предмет расскажет о себе? (ребенок должен рассказывать от имени предмета)
- нравится-не нравится
- все узнаем о предмет (рассматривать предмет и делать умозаключения)
- расскажи о прошлом и будущем этого предмета (например, о книге)
- загадки, задачи-головоломки (как из соленой воды получить соль?)
- в детском саду устраивать состязания мудрецов
- игры на внимание (например, какой из предметов исчез)
Сегодня мы говорили о том, как подготовить ребенка к школе, о готовности к школе и ее видах. А также рассмотрели вопрос об особенностях подготовки детей к школе и заданиях для стимулирования познавательной деятельности у детей.
Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.