
Методы обучения
Методы обучения — пути и способы решения задач обучения и воспитания. Использовать разные методы обучения надо в комплексе, и тогда они принесут нужный результат. Таким образом можно достигнуть нужного уровня умственного развития детей гораздо быстрее и эффективнее.
Чтобы раскрыть тему о методах обучения, я предлагаю рассмотреть следующие вопроса:
- Классификации методов обучения
- Наглядные методы
- Практические методы
- Словесные методы
- Требования к методам обучения
Методы обучения дошкольников
Классификации методов обучения
Методы обучения можно классифицировать по-разному, взяв за основу какую-то определенную педагогическую задачу. Поэтому единой классификации методов обучения нет. Разные ученые выдвигают свои варианты классификаций, и каждый из этих вариантов используется в педагогической практике. Я приведу здесь несколько наиболее распространенных классификаций.
В первые годы развития отечественной педагогики все методы обучения делили на две большие группы: методы готовых знаний и методы исследования.
В современной педагогике существует несколько классификаций.
1. По решению дидактических задач (авторы Данилов, Есипов):
- методы приобретения знаний
- методы формирования навыков и умений
- методы использования знаний
- методы творческой деятельности
2. По характеру познавательной деятельности (авторы Лернер, Скаткин):
- информационно-рецептивные
- репродуктивные (закрепление полученных знаний)
- эвристические, в дошкольной педагогике — частично-поисковые
- исследовательские
3. По компонентам учебной деятельности (автор Бабанский)
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- методы стимулирования мотивации учебной деятельности
- методы контроля и самоконтроля
4. По источнику передачи и получения знаний, проще говоря, по источнику получения информации (авторы Перовский, Голант)
- словесные
- наглядные
- практические
Наглядные методы
1) Наблюдение — основной метод в обучении дошкольников.
Виды наблюдений:
- распознающего характера (например, форма, цвет, величина)
- за изменениями и преобразованиями объектов (например, рост и развитие растений, животных)
- репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта (например, по цвету ягоды определяется ее спелость)
2) Рассматривание картин в целом и детально
3) Демонстрация кинофильмов, мультфильмов, диафильмов, диапозитивов.
Этапы демонстрации:
- предварительная беседа о том явлении, о котором будет фильм
- после просмотра фильма — обмен впечатлениями
- через несколько дней — повторный показ
- беседа после повторного просмотра
Практические методы
1) Упражнения — многократный повтор ребенком умственных и практических действий.
Виды упражнений: подражательно — исполнительские, конструктивные, творческие.
2) Игровой метод. Можно использовать разные компоненты игровой деятельности и сочетать их с вопросами, указаниями, объяснениями.
3) Элементарный опыт — преобразование жизненной ситуации с целью выявления скрытых свойств объекта.
4) Моделирование — процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре объектов.
Виды моделей: предметные, графические, предметно-схематические.
Словесные методы
1) Рассказ взрослого и рассказ ребенка
2) Чтение художественных произведений детям расширяет и обогащает знания детей об окружающем, формирует их способности к восприятию и пониманию художественной литературы.
3) Беседы: предварительные, итоговые (по обобщению)
Требования к методам обучения:
- научность
- связь цели и задач обучения с темой занятия
- связь нового материала с ранее изученным и усвоенным
- учет индивидуальных особенностей детей
- соответствие возрасту детей