Сенсорное воспитание детей

Сенсорное воспитание детей

В этой статье я хочу рассказать о том, что же такое сенсорное воспитание, дать основные понятия в этой теме. Надеюсь данная информация поможет Вам разобраться в этом вопросе и даст необходимый минимум знаний.

Сенсорное воспитание детей

Сенсорное воспитание — это одна из главных задач в развитии ребенка. И самый благоприятный период для него — дошкольное детство. Ранний возраст — это, можно сказать,  «золотая пора» для сенсорного воспитания.

Чтобы раскрыть данный вопрос, я разделила его на несколько пунктов:

  • что такое сенсорное воспитание
  • сенсорное развитие
  • сенсорный эталон и этапы его освоения
  • обследование предметов: способы, этапы в обследовании предмета у детей разного возраста

Что такое сенсорное воспитание

Слово «сенсорное» происходит от латинского «сенсус», что означает чувство, восприятие, ощущение.  Предлагаю такое определение этого термина. Сенсорное воспитание — это развитие чувственного опыта ребенка, его представлений о качествах окружающих предметов и их свойствах , совершенствование его ощущений и восприятий.  Таким образом происходит знакомство ребенка со свойствами окружающих предметов , знакомство с сенсорными эталонами и разными способами обследования предметов. в этом процессе принимают участие и при этом развиваются все органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание и др. 

Сенсорное развитие

Здесь также следует упомянуть понятие сенсорное развитие. Это процесс, связанный с формированием разнообразной системы обследовательских действий, освоение разнообразных сенсорных эталонов. Сенсорное развитие тесно связано с детскими видами деятельности: игровой, изобразительной, трудовой, умственной и т.д.

Сенсорный эталон и этапы его освоения

Сенсорный эталон — это определенное качество предмета, которое было выделено в процессе развития человека (например, яблоко  — круглое, гладкое). Все сенсорные качества имеют свои словесные названия: цвет, вкус, форма, вес и т.д. 

Этапы освоения:

  1. Дети до 2 лет отражают лишь отдельные особенности предметов. Например, вкус, затем звук.
  2. Дети 3-5 лет могут закрепить отдельные качества за конкретным предметом, так называемые предметные эталоны. Например, яблоко сладкое, и очень удивятся, если попробуют яблоко, и оно окажется кислым.
  3. Дети 5-7 лет осваивают общепринятые эталоны. Например, яблоко круглое, сладкое, а может быть и кислым.

Обследование предметов: этапы в обследовании предмета у детей разного возраста, способы обследования 

В обследовании предметов можно выделить несколько этапов. У детей разного возраста эти этапы отличаются.

  1. Дети до 3 лет: с ними надо рассмотреть предмет в целом — выделить крупные части — опять рассмотреть в целом.
  2. Дети 3-5 лет: рассмотреть предмет в целом — выделить крупные части — выделить детали и мелкие части — рассмотреть в целом.
  3. Дети 5-7 лет: рассмотреть предмет в целом — выделить крупные части — выделить детали и мелкие части — рассмотреть пропорциональное соотношение всех частей предмета — рассмотреть в целом.

Способы обследования: посмотреть, послушать, понюхать, потрогать руками (тактильные обследования),  попробовать на вкус. Здесь нужно сказать, что существует опасность, что малыши могут запихнуть  в ухо или в нос, например, пуговицу, попробовать на вкус все, что попадет им под руку, засунуть пальцы в дверь или розетку. Поэтому нужно зорко следить за этим, чтобы не произошло ничего плохого.

Мы сегодня говорили о сенсорном воспитании и развитии,  о  сенсорном эталоне и этапах его освоения, а также об обследовании предметов и о том, какая опасность для ребенка кроется в такой деятельности.

Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.