Умственное развитие
Умственное развитие зависит от наследственности, внешних факторов, от обучения. А его надо организовать так, чтобы по максимуму обеспечить умственное развитие.
В этой статье я хочу рассказать об умственном развитии дошкольников. Я разделила эту тему на несколько вопросов:
- Что такое умственное развитие и умственное воспитание
- Задачи и содержание умственного воспитания
- Средства и методы умственного воспитания
Умственное развитие дошколят
Что такое умственное развитие и умственное воспитание
Умственное развитие — это процесс, а также уровень познавательной деятельности ребенка, который проявляется в знаниях, способностях и умениях. Оно осуществляется в повседневной жизни, в игровой деятельности, через отношения с другими детьми и со взрослыми, в ходе занятий с детьми. Главную роль в умственном развитии детей имеет умственное воспитание.
Умственное воспитание — это овладение знаниями, умениями и навыками умственной деятельности, формирование различных способов умственной деятельности ребенка.
Основная цель умственного воспитания: повысить уровень общего развития ребенка. Умственное воспитание осуществляется взрослыми и включает целый ряд разнообразных средств и методов.
Особенности умственного развития детей:
- у дошкольников темп умственного развития намного выше, чем у детей — школьников
- умственное воспитание дошкольников связано с эмоциональным воспитанием (большую роль здесь играют положительные эмоции при обучении и игре)
- дошкольники могут усваивать внешние свойства предметов и явлений и их внутренние связи
- в дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения
Задачи умственного воспитания
- формирование системы элементарных научных знаний о человеке, обществе и природе
- развитие системы умственных действий (синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение)
- развитие способности к самостоятельному познанию
- воспитание познавательных интересов
Содержание умственного воспитания
- Знания об окружающих предметах, их качествах и свойствах, о их использовании и способах изготовления
- В дошкольном возрасте раньше развиваются и осваиваются чувственные способы познания, которые протекают в процессе сенсорного развития, когда в предметах выявляются сенсорные качества и свойства при помощи классификаций, сравнений и обобщений. Основное содержание знаний, которое формируется на основе этих способов, — представления.
- Развивается умение принять или поставить задачу, проверить и оценить результат, обобрать способы решения
- Формирование познавательного интереса и осознанности этого процесса
Средства умственного воспитания
- В игре. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающем мире, их знания. В играх с правилами отражаются различные знания, действия, умственные операции, которые дети осваивают.
- В процессе конструирования и изобразительной деятельности. Конструирование помогает формировать конкретные представления о предметах, развивает умение видеть общее и своеобразное для группы предметов. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка) формируют сенсорные способности, умственные действия, пространственные представления.
- В трудовой деятельности формируется система знаний об орудиях труда и инструментах, о свойствах и качествах материалов, о значении труда, о способах выполнения определенных трудовых операций.
- Обучение — это главное средство умственного воспитания, потому что имеет программу обучения, формы и методы обучения. И все это соответствует возрасту детей и и отводит в этом процессе ведущую роль воспитателю в детском саду, а также родителям.
Мы сегодня говорили об умственном развитии и воспитании детей, о его задачах и содержании, а также о средствах и методах умственного воспитания.
Если у вас есть дополнения по этому вопросу, обязательно оставьте свой комментарий.